Что такое пузырь доткомов или как эйфория обрушила рынки

📉На стыке девяностых и двухтысячных произошел обвал американского технологического индекса Nasdaq. Биржу обрушил взлет убыточных интернет-стартапов. Как это всегда бывает во время пузыря, рынок перегрелся эйфорией. Инвесторы потеряли $5 долларов.

Как все начиналось

В первой половине девяностых начал активно развиваться интернет. Все больше людей покупало персональные компьютеры, а компании стали заводить сайты. Появился браузер Mosaic, который произвел революцию в мире поисковиков: он первым стал использовать картинки на страницах. Этот фактор за месяц сделал популярность интернета в десять раз больше. Такие гиганты, как Amazon, Ebay и Yahoo тогда делали первые шаги в интернете.

Люди предвкушали возможности, которые даст интернет, и пребывали в эйфории. Интернет-статапы появлялись ежедневно, и сразу же выходили на IPO. Инвесторы даже не смотрели на финансовые показатели компаний: они вливали в них деньги рекой. Пузырь раздувался, а индустрия оставалась молодой, и четкого понимания, как управлять бизнесом, у большинства людей не было. Поэтому все повторялось по одной и той же схеме:

♻️ стартапы появлялись
♻️ выходили на IPO
♻️ как можно больше и быстрее старались набрать инвестиций
♻️ вкладывались в рекламу, чтобы увеличить узнаваемость бренда
♻️ снова привлекали средства и снова вкладывали их в маркетинг
♻️ при этом реальных технологических изменений в работе стартапов проводилось мало

Главной биржей для таких компаний стала технологическая площадка NASDAQ. Индекс рос небывалыми темпами: с 1000 пунктов в 1996 году показатель индикатора поднялся до 5048 к марту 2000-го.

Что предшествовало обвалу

Перед тем, как индекс обвалился, в мире произошло несколько событий, которые косвенно повлияли на пузырь доткомов.

❇️ В Японии, одной из крупнейших экономик мира, случился кризис. Инвесторы начали массово продавать бумаги тех компаний, которые, по их мнению, могли пострадать от рецессии.

❇️ Некоторые технологические компании поняли, что находятся в пузыре, и начали продавать собственные акции. Началась паника. Вскоре инвесторы начали продавать все, что хотя бы косвенно было связано с интернет-компаниями.

❇️ ФРС повысил ключевую процентную ставку, и у инвесторов стало меньше денег.

Мало-помалу инвесторы начали осознавать, что компании, в которые они верили и вливали деньги, так и не выстроили устойчивую бизнес модель и не научились приносить прибыль.

Что было после обвала

Инвесторы потеряли $5 триллионов. Убытки понесли даже те немногочисленные компании, которые действительно показывали финансовые результаты. Акции Amazon тогда подешевели почти на 93%. Интернет-сектор еще долго оставался без инвестиций.

На прежний уровень индекс Nasdaq смог выйти только через 7 лет.

Мы учим находить инвестировать только в проверенные инструменты. Наши стратегии позволяют зарабатывать от 8% годовых на фондовом рынке. Записывайтесь на бесплатную онлайн-консультацию, чтобы сделать первые шаги в инвестировании.